Обучение лиц с ОВЗ
Перечень образовательных программ среднего профессионального образования, по которым осуществляется прием граждан на обучение в 2022/2023 учебном году в ГБПОУ «Тольяттинский социально-экономический колледж»
Ресурсный центр профессионального образования «Профессиональная и социальная реабилитация лиц
с ОВЗ» (РЦПО).
Обучение в Центральном районе на ул. Ленина, 68 |
||||||
09.01.01 | Наладчик аппаратного и программного обеспечения | Наладчик технологического оборудования | 15 | - |
2 года 10 месяцев |
Очная |
09.00.00 ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА
|
НАЛАДЧИК ПРОГРАММНОГО И АППАРАТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ (для лиц с ОВЗ) Обучение в Центральном районе на ул. Ленина, 68 |
||
Квалификация: Наладчик технологического оборудования Срок обучения: 2 года 10 месяцев (на базе 9 классов). Вступительные испытания: конкурс аттестатов. |
Кем работает? Наладчик аппаратного и программного обеспечения. Наладчик технологического обеспечения. Системный администратор. |
С чем работает?
Аппаратное и программное обеспечение Периферийное оборудование. Мультимедийное оборудование. Источники аудио визуальной информации.
Информационные ресурсы локальных и глобальных |
Как работает?
Обслуживает аппаратное обеспечение персональных компьютеров, серверов,
Устанавливает и обслуживает Модернизирует аппаратное и программное обспечение. |
26.04.2022 проходил областной семинар «Профессиональное образование обучающихся с ОВЗ: куда пойти учиться» в Центре специального образования Самарской области в рамках методической лаборатории для педагогов общеобразовательных учреждений, сопровождающих профориентацию обучающихся с ОВЗ. Опыт профессиональных организаций Самарской области представили ГБПОУ «Тольяттинский социально-экономический колледж», ГБПОУ «Губернский колледж г. Похвистнево», ГБПОУ «Губернский колледж г.Сызрани.»
На семинаре информацию о колледже представила руководитель РЦПО Горолатова Татьяна Семеновна с докладом «Организация профессионального образования студентов с ОВЗ и инвалидностью в ГБПОУ «ТСЭК».
Наша гордость Алексей Ретивых-символ мужества и подражания |
Трагедия родом из детстваЕще будучи ребенком, он пережил огромную трагедию, которая навсегда его изменила. «1996 год, мне было 11 лет, я со своими родителями жил в Узбекистане в городе Асака. Со своими дворовыми друзьями, как и большинство обычных детей, мы проводили все свободное время на улице. Лазили по стройкам, бегали купаться в речке, играли в футбол. И однажды у нас родилась идея построить вольер для голубей. Воодушевившись затеей, мы лазили по дворам в поисках подручных строительных материалов. В одном из них стояла трансформаторная будка с открытой дверью. Когда я подошел ближе к двери, чтобы посмотреть, что там внутри, меня со страшной силой затянуло туда, дальше уже ничего не помнил. Как потом узнал, меня ударило током по дуге и я оказался на пластинах с высоким напряжением». – У меня были обширные ожоги 4-й степени, 3 клинических смерти. Нога сгорела полностью, – рассказывает нам Алексей. – Профессора говорили: “Он жить не будет, даже не надейтесь”. Но он выжил – у Бога на него были другие планы. Правда, левую ногу врачи вынуждены были ампутировать, также ему пришлось перенести множество операций по пересадке кожи. Несмотря на эту физическую особенность, Ретивых – очень разносторонний человек, его жизнь насыщена событиями, выступлениями, походами в горы, недавно был героем “Живой библиотеки” – нового формата публичных встреч. Он постоянно на виду, приносит благо обществу, самостоятельно зарабатывает и никогда не жалуется на свое положение. Алексею удалось стать “своим человеком” в городе – он пользуется большим уважением среди студентов и преподавателей колледжа. Пробовал себя в самых разных профессиях и увлечениях – ремонтировал машины, освоил езду на мотоцикле, занимался рисованием, резьбой по дереву. Всё, за что берется, получается, даже на горные лыжи встал несколько лет назад! А сегодня он – один из студентов ГБПОУ «Тольяттинский социально-экономический колледж». Вы когда-нибудь пробовали провести хотя бы час на одной ноге? Вряд ли у вас это получится — очень трудно удержать равновесие. А вот нашему сегодняшнему герою удаётся, и его достижения вдохновляют не только людей с ограниченными возможностями. Его жизнь — прекрасный пример мужества и несгибаемой силы воли даже для здоровых людей. Вместо того чтобы жаловаться на судьбу и погрузиться в уныние, этот парень использует все свои силы, чтобы жить полноценной жизнью.
Полная биография |
Семейные приёмные ВОРДИ
В сентябре 2020 года на базе Регионального отделения "Всероссийской организации родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающихся в представительстве своих интересов Самарской области" открылся консультационный пункт службы сопровождения семей "Семейные приёмные ВОРДИ" по адресу: г. Самара, ул. Молодогвардейская, 33 (вход бюро 18).
Обратившись в центр, семьи смогут получить консультационно-информационную помощь по вопросам прохождения МСЭ, деятельности ФСС, получения ТСР, предоставления паллиативной помощи, а также оказания услуг в сферах образования и здравоохранения. Все услуги оказываются на безвозмездной основе.
В случае необходимости, может быть составлена программа индивидуального сопровождения семьи для комплексного решения проблем.
Получить консультацию или записаться на личный прием, можно позвонив по телефону с 9.00 до 19.00:
- 8-800-250-42-43 единый бесплатный федеральный номер;
- 8-985-704-88-43, 8-985-704-81-98 - по общим вопросам;
- 8-985-704-77-56 - по вопросам МСЭ, ТСР, ФCC;
- 8-985-704-91-14 - по вопросам образования, или отправив сообщение на электронную почту: vordi.kpsamara@gmail.com.
Колледж, в котором комфортно всем
В ГБПОУ «Тольяттинский социально-экономический колледж» с 2005 года функционирует ресурсный центр профессионального образования (РЦПО) «Профессиональная и социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Получение профессионального образования в колледже студентами с инвалидностью и ОВЗ в специализированных группах и инклюзивно возможно при создании вокруг обучающегося реабилитирующего пространства, в котором компенсируются недостатки образования, семейного воспитания, устраняются нарушения работоспособности и произвольной регуляции деятельности, охраняется и укрепляется физическое и нервно-психическое здоровье.
В настоящее время в колледже обучается 57 студентов с ОВЗ и инвалидностью различных нозологий: с нарушением слуха, с расстройством аутического синдрома (РАС), с двигательными нарушениями и ДЦП, с нарушением зрения, с соматическими заболеваниями.
Профессиональное обучение студентов с инвалидностью и ОВЗ в колледже ведется по 5 направлениям подготовки по профессиям и специальностям, реализуемым по адаптированным образовательным программам: 09.01.01 Наладчик аппаратного и программного обеспечения, 19.01.04 Пекарь, 09.02.07 Информационные системы и программирование, 38.02.03 Операционная деятельность в логистике, 18.01.27 Машинист технологических насосов и компрессоров.
При организации обучения студентам с инвалидностью и ОВЗ предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература. Учебные материалы для проведения занятий адаптируются с учетом имеющихся нозологий в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными в колледже. Обучающиеся пользуются электронной библиотекой колледжа, используют материалы сайта Российская электронная школа, материалы тсэк-до.рф.
Обучение студентов из категории маломобильных граждан проводится с использованием дистанционных технологий в режиме онлайн. Обучающиеся с ОВЗ, которым рекомендовано обучение дистанционно, занимаются также с использованием дистанционных технологий в режиме онлайн. Для удобства обмена информацией преподаватели колледжа разработали электронные рабочие тетради, которые также используют другие студенты с инвалидностью и ОВЗ на уроках.
В РЦПО созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования:
- Ø Автоматизированное рабочее место для студентов с инвалидностью и ОВЗ «Комфорт».
- Ø Автоматизированное рабочее место для студентов с нарушением ОДА.
- Ø Автоматизированное рабочее место для студента с нарушением зрения.
- Ø Автоматизированное рабочее место студента с нарушением слуха.
- Ø Мобильный интерактивный класс.
В колледже оборудованы туалеты в двух корпусах для лиц с ОВЗ, установлены пандусы, приобретены подъемные устройства для инвалидов-колясочников. В холле 2 корпуса колледжа на 1,2,3 этажах размещены тактильные мнемосхемы для получения общей информации об учреждении, отображающие план здания и пути прохода по нему.
Для организации процесса обучения студентов с инвалидностью и лиц с ОВЗ в колледже все сотрудники колледжа прошли инструктаж в рамках комплексного сопровождения данной категории обучающихся. Студентам с инвалидностью и ОВЗ предоставляются услуги ассистента (помощника), оказывающего обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь, в том числе услуги сурдопереводчиков, педагога-психолога, социального педагога, тьютора.
Сотрудниками колледжа были изучены режим учебных занятий, место и удельный вес тех предметов, которые предполагаются учебным планом, что послужило для разработки и применения здоровьесберегающих технологий обучения. Изменение содержания в организации учебно-воспитательного процесса при условии сохранения федерального государственного образовательного стандарта потребовало организации учебного процесса в режиме разгрузки и создания условий психолого-педагогической поддержки и социальной защищенности.
В учебный план специализированных групп были введены дисциплины адаптационного цикла: Коммуникативный практикум, Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний, Основы интеллектуального труда, Адаптационные информационные коммуникативные технологии.
Одним из аспектов реабилитации инвалидов и лиц с ОВЗ является профессиональная и трудовая реабилитация, под которой понимается процесс и система восстановления конкурентоспособности на рынке труда.
Ежегодно студенты с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья участвуют в Национальных и Региональных конкурсах профессионального мастерства «Абилимпикс», начиная с 2016 года.
Год чемпионата |
кол-во участников колледжа в Региональном чемпионате |
количество компетенций, в которых принимали участие студенты колледжа |
кол-во призеров и победителей в Региональном чемпионате |
кол-во участников колледжа в Национальном чемпионате |
2016 |
7 |
3 |
5 |
2 |
2017 |
14 |
5 |
8 |
2 |
2018 |
25 |
8 |
12 |
3 |
2019 |
29 |
10 |
12 |
3 |
Студенты с инвалидностью и ОВЗ имеют равные возможности образования и последующей трудовой деятельности. Колледж обеспечивает непрерывность воспитания и образования, социально – бытовую адаптацию обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ. Профессиональное образование инвалидов и лиц с ОВЗ в колледже осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. Одним из приоритетных направлений в обучении и воспитании в колледже студентов с ОВЗ является оптимизация процесса адаптации их в учебном заведении и социализации в общество.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в колледже обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
Студентам с инвалидностью и ОВЗ создаются равные возможности наравне с другими студентами колледжа, города и области для участия в различных конкурсах соревнованиях и проектах.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «О назначении и выплате стипендий Правительства Российской Федерации для лиц, обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения по образовательным программам среднего профессионального образования, имеющим государственную аккредитацию, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации» от 23 декабря 2011 № 1114 и последующих редакциях Постановлений Правительства РФ от 18.04.2014 № 356, от 26.12.2016 № 1489 студенты РЦПО с инвалидностью и ОВЗ: Бельдекова Татьяна, Головатый Даниил, Забиров Эльнар, Кузьмина Марина получили стипендию Правительства РФ.
С 2018 года к тольяттинской благотворительной стипендиальной программе присоединился Ротари клуб «Тольятти Меркурий». Среди студентов стипендиатов есть и студенты РЦПО: Головатый даниил, Кузьмина Марина, Симонов Юрий, Храмов Тимур.
Студенты с инвалидностью и ОВЗ колледжа являются Лауреатами Именной премии мэра г.о. Тольятти в различных номинациях: «Физкультура и спорт» - Беляева Мария, «Народное и художественное творчество» - Ильдеткина Кристина, «Наука и образование» - Головатый Даниил.
На 3 Oбластном конкурсе научно-практических и исследовательских работ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов «Ломоносовские чтения: ДЕБЮТ в НАУКЕ» студенты РЦПО завоевали 6 дипломов победителей и лауреатов.
Во Всероссийском конкурсе творческих работ молодежи "Люди так не делятся-2019" приняли участие 8 студентов РЦПО. 4 человека получили Дипломы 2 и 3 степени. Такие конкурсы помогают раскрыть творческие способности ребят.
Участие в смотрах художественной самодеятельности, спортивных мероприятиях дает возможность студентам с инвалидностью и ОВЗ социализироваться в обществе и демонстрировать свою активную жизненную позицию.
За активное участие в плодотворной творческой жизни колледжа, сохранение сложившихся культурных традиций, увлекательный полет мыслей и личный вклад в создание имиджа колледжа обучающимся колледжа вручили почетные грамоты специалисты отдела молодежи г.о.Тольятти, отделения Адаптивной физической культуры г.о.Тольятти.
Эффективное решение образовательно-воспитательных и оздоровительных задач и повышение уровня учебной и социальной адаптации студентов с инвалидностью и ОВЗ потребовало консолидации деятельности педагогического коллектива Тольяттинского социально-экономического колледжа.
Работники РЦПО оказывают консультационные услуги другим учреждениям, занимающимся профессиональным обучением студентов с инвалидностью и ОВЗ.
Обмен информацией, изучение опыта других учреждений помогает улучшить качество предоставления услуг студентам с инвалидностью и ОВЗ и созданию необходимых условий на местах при помощи межведомственного взаимодействия различных организаций.
Спортивные достижения студентов РЦПО
Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ
Ресурсный учебно-методический центр по обучению лиц с ОВЗ и инвалидов создан на базе ГБПОУ «ТСЭК» (распоряжение министерства образования и науки Самарской области от 11.11.2015г. №736-р).Цель: обеспечение доступности и повышения качества среднего профессионального образования студентов инвалидов и с лиц ограниченными возможностями здоровья
Задачи:
- Формирование системы дистанционного обучения студентов инвалидов и лиц с ОВЗ и внедрение технологий дистанционного обучения (ДО) в учебный процесс
- Создание библиотеки учебных и методических материалов по вопросам применения средств электронных, информационных и коммуникационных образовательных технологий в образовании студентов инвалидов и лиц с ОВЗ.
- Разработка адаптированных образовательных программ профессионального образования.
- Взаимодействие и обмен опытом в сфере обучения инвалидов и лиц с ОВЗ с другими профессиональными образовательными учреждениями Самарской области.
- Разработка технологий, методик и программно-методического обеспечения социализации студентов - инвалидов и лиц с ОВЗ.
Функции:
- Организационно-содержательное обеспечение мероприятий, проводимых совместно с министерством образования и науки Самарской области.
- разработка адаптированных образовательных программ среднего профессиональног образования для студентов инвалидов различных нозологий здоровья.
- обучение студентов инвалидов различных нозологий по утвержденным профессиям и специальностям.
- методическая поддержка обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ в процессе обучения и по его окончании.
- Тиражирование и распространение учебных и учебно-методических материалов по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ.
- Разработка новых технологий в профессиональном обучении студентов инвалидов и лиц с ОВЗ с использованием электронных, информационных и коммуникационных технологий «on-line» обучения.
- Оказание консультаций по всем вопросам, связанным с деятельностью Центра для инвалидов и лиц с ОВЗ.